В настоящее время для большинства психических функций установлены места их локализации в мозге, однако сам по себе мозг сложных психических функций не производит, а как бы получает их в процессе общения. Человек, выросший без общения, не сможет говорить и думать.
Передать нужные для развития сложные чувства, эмоции и психологические навыки одной личности может только другая личность. Общение со сформированной гармоничной личностью оказывается необходимым внешним условием для передачи и анализа чувств, эмоций, представлений и навыков, нужных для созревания и развития мозга другого человека.
Если же ранний опыт человека был тяжёлым и драматичным, то работа мозга нарушится.
Мозг человека, выросшего в условиях депривации (лат. deprivatio — потеря, лишение) потребности в безопасности, уважении, в условиях дефицита психологической поддержки почти не отличается от нормального мозга анатомически, но будет отличаться функционально. Вследствие депривации количество связей между нейронами будет снижено, количество разветвлений на отростках нейронов уменьшится, а в местах сближения отростков разных нейронов реже будут образовываться контакты (синапсы), а в синапсах будет меньше рецепторов к нейромедиаторам, и в целом синтез нейромедиаторов, их концентрация в мозгу будет меняться.
Если снизится концентрация как серотонина, так и дофамина, разовьётся депрессия, при тревожных расстройствах снижена концентрация ГАМК и серотонина, при обцессивно-компульсивном синдроме — снижен серотонин, ГАМК, а концентрация дофамина имеет тенденцию к повышению, при зависимостях снижается дофамин.
Интенсивность психических проблем обычно прямо пропорциональна биохимическим сдвигам, и теперь также понятно, что пережитый человеком травматический ПСИХИЧЕСКИЙ опыт также вызывает вполне конкретные ФИЗИЧЕСКИЕ проблемы, и назначение хорошо подобранных лекарств позволяет нормализовать самочувствие, и не надо противопоставлять друг другу психо- и фармакотерапию.
А вот чтобы закрепить нормальное состояние как раз нужен новый правильный опыт проживания значимых ситуаций и новый опыт удовлетворения потребностей, который можно получить только в общении с другой личностью. И здесь, после улучшения, значимость психотерапии возрастает.
Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Первыми психотерапевтами обычно выступают родители, а в подростковом возрасте — друзья. Однако на научной основе психотерапия проводится, как правило, врачем-психотерапевтом путём установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путём бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. То есть, психотерапия — не просто общение, а общение с помощью специальных методик, которые позволяют сократить время, требуемое для восстановления внутримозговых связей.
Как это выглядит на практике?
Возьмём один из наиболее распространённых типов фобий — социальную фобию с боязнью публичных выступлений. Психотерапевт анализирует историю жизни пациента и выясняет, что формирование фобии было связано с опытом неудачного ответа у доски, когда пациент был высмеян одноклассниками и не смог справиться с чувством унижения. При обсуждении этого момента психотерапевт дает поддержку и сочувствие, с другой стороны пресекает попытки использовать детскую психологическую травму как повод для выпрашивания жалости и снисхождения, мотивирует пациента на преодоление страха (новый эмоциональный опыт для пациента). Затем терапевт погружает пациента в легкий транс и помогает пережить травматичный момент с визуализацией других вариантов поведения пациента, так, чтобы пациент почувствовал себя способным противостоять унижению и одновременно получил бы представление об адекватном использовании новых поведенческих моделей. Для закрепления психотерапевт может направить пациента на групповой тренинг уверенного поведения, где пациент может попробовать свои новые навыки на практике в ходе специально разработанных групповых упражнений и заданий. Одновременно с психотерапевтическим воздействием в данном случае возможно назначение противотревожных препаратов, влияющих на обмен ГАМК и серотонина.
По западным стандартам для получения значимых позитивных изменений необходимо от 50 и более психотерапевтических встреч. В России обычно используются более короткие курсы, например, психотерапию панических атак в некоторых случаях можно провести за 5-10 сеансов.
Психотерапия во всем мире относится к наиболее востребованным, но в то же время к наиболее сложным видам медицинской помощи. В России для того, чтобы стать психотерапевтом, врач должен не только закончить профильный вуз, но и в течение 2 лет дополнительно изучать психиатрию, и только после этого пройти длительную специализацию по психотерапии.
Специалистами нашего центра обеспечивается максимально профессиональное лечение широкого спектра проблем с максимально возможной эффективностью.